Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Голосование
Уважаемые родители! Какой профиль обучения необходим вашему ребенку?
Всего 498 человек

Советы психолога

Дата: 1 июля 2016 в 12:25, Обновлено 30 ноября 2016 в 15:04

Утомляемость учащихся, способы предупреждения утомляемости

Здоровье - это не все, что надо человеку, но если его нет, то человеку уже ничего не надо.

Время обучения в школе совпадает с периодом роста и развития ребёнка. Чем здоровее будет ребёнок, чем лучше он будет себя чувствовать, тем успешнее будет его обучение в школе.

Проблема профилактики утомления учащихся на учебном занятии актуальна для любого возраста.

Можно ли работать без утомления? Ответ будет таков: учебный процесс не может вовсе избежать утомления, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление, и самое главное, предупредить возникновение переутомления!

Предупреждение утомления учащихся во время учебных занятий зависит от сочетания трех факторов:

1. Трудности учебного материала;

2. Эмоционального состояния учащихся;

3. Насыщенности видов учебной деятельности

Начальные признаки утомления:

1. Снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;

2. Ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;

3. Ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка - он становится явно хуже;

4. Ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.

Рекомендации по предупреждению утомляемости учащихся

1. Большое внимание обращают на чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, психофизический комфорт учащихся на учебном занятии.

2. Для снятия эмоционального напряжения используют игровые технологии, оригинальные задания, задачи и др. Если ребенку не дать отдохнуть, утомленный мозг все равно не воспримет то количество информации, которое в него попытаешься вместить.

3. Ученые доказали огромную роль физических упражнений в улучшении кровоснабжения головного мозга и профилактике умственного переутомления.

Ниже приведена подборка упражнений, которые помогут осуществлять профилактику утомления, а значит сделать деятельность учащихся более продуктивной.

 1. Профилактика утомления во время учебных занятий

Физкультминутки на занятиях благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус учащихся, снижают статические нагрузки и предупреждают развитие нарушений осанки. Физкультминутки проводятся в классе под руководством учителя или физорга класса. Их продолжительность 1-2 мин. Каждый комплекс физкультминутки состоит, как правило, из 4-5 упражнений, повторяемых от 5-6 до 10-12 раз. Упражнения делаются сидя и стоя. В младших классах физкультминутки проводятся на 2-м и далее уроках за 10-12 мин. до конца занятия (а не в середине урока!), на фоне нарастающего утомления, в старших – на 3-м и далее. Во время физкультминуток выполняются упражнения типа «потягивание» с подниманием рук вверх и глубоким вдохом, затем два упражнения с поворотом и наклонами туловища и одно упражнение для ног (приседание или маховые движения ногой) и заканчиваются упражнения глубоким вдохом, с отведением плеч назад, сведением лопаток и глубоким выдохом. В младших классах, на уроках, связанных с письмом, проводят несколько упражнений для кистей рук. Следовательно, можно сделать вывод о том что,  утомляемость начинает появляться и набирает темп от урока к уроку. На последних уроках, учащиеся работают на пределе физических и психических возможностей. Используя физические нагрузки, которые чередуются с элементами релаксации (для снятия усталости), концентрации внимания восстанавливается, что свидетельствует об эффективном воздействии на организм учащихся физических нагрузок и релаксации.

2. Профилактика утомления дома во внеурочное время

 С целью снятия психоэмоционального напряжения, предупреждения усталости и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Сосулька», «Муха», «Лимон», «Воздушный шар» и др.

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

Упражнение «Воздушный шар»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы — большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1–2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.