ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА,
АКТУАЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Актуальность инновационной деятельности по внедрению модели аутентичной образовательной среды для формирования социокультурной компетенции учащихся при изучении иностранного языка определяется следующими факторами:
1. Реализация инновационного проекта позволяет решить одно из требований, предъявляемых Министерством образования Республики Беларусь к обучению иностранному языку – переходу к коммуникативно-ориентированной технологии обучения.
2. Формирование социокультурной компетенции учащихся при обучении английскому языку дает возможность сформировать культурный компонент языкового значения и овладеть знаниями культурно-страноведческого характера, а также позволяет учащимся лучше идентифицировать себя и свою культуру.
3. Инновационная деятельность способствует решению поставленного Министерством образования вопроса о необходимости переоценки и повышения уровня профессионального мастерства учителей иностранного языка – формирование у учителя методической готовности к работе в режиме учебного общения, в условиях моделирования иноязычной атмосферы и эффективной межкультурной коммуникации.
Участие ГУО «Гимназия № 9 имени Ф.П. Кириченко г. Гродно» в инновационной деятельности по внедрению модели аутентичной образовательной среды для формирования социокультурной компетенции учащихся обусловлено:
- неспособностью используемых национальных УМК при всем своем богатстве и разнообразии лингвострановедческого материала создавать в сознании учащихся относительно целостной картины той действительности, в которой живут носители изучаемого иностранного языка;
- выявленным низким уровнем социокультурной компетенции учащихся и недостаточным умением активно использовать ее в социальной и межкультурной коммуникации на изучаемом иностранном языке;
- сложностью формирования социокультурной компетенции (наличие объективных трудностей, связанных с отсутствием естественной иноязычной языковой среды);
- низкой реализацией потенциала информационно-коммуникационных технологий в процессе формирования социокультурной компетенции учащихся в системе урочной и внеклассной учебной деятельности;
- отсутствием целенаправленной и систематической практики организации урочной и внеурочной деятельности по обучению иностранным языкам учащихся с привлечением возможностей информационно-коммуникационных технологий;
- отсутствием систематизированной целенаправленной методики формирования социокультурной компетенции учащихся в условиях воссоздания образовательной среды, стремящейся к аутентичной.
Значимость инновационной деятельности по внедрению модели аутентичной образовательной среды для формирования социокультурной компетенции учащихся в образовательное пространство гимназии № 9 г. Гродно состоит в том, что она позволяет:
- воссоздать аутентичное языковое пространство межкультурного общения в учреждении образования;
- учащимся осознать себя как субъект межкультурной коммуникации;
- учащимся удовлетворить свою потребность в развитии конструктивных качеств, необходимых для осуществления межкультурной коммуникации;
- повысить мотивацию учащихся к овладению иноязычным общением за счёт взаимосвязанного изучения иностранного языка и культуры страны изучаемого языка.
Объект инновационной деятельности: учебный процесс по иностранным языкам в учреждении среднего образования.
- формирование социокультурной компетенции как аспекта коммуникативной компетенции в условиях моделирования аутентичной образовательной среды.
Цель инновационной деятельности: создание и организация условий, способствующих процессу овладения учащимися социокультурной компетенцией по предмету «иностранный язык» как аспекта коммуникативной компетенции в единстве ее компонентов.
В соответствии с программой инновационного проекта за 2012–2015 уч. гг. осуществлялась реализация четырех этапов инновационной деятельности: д (октябрь – август 2012/2013), п–контрольно–
Для достижения цели инновационной деятельности на указанных этапах решались следующие задачи:
- исследовать теоретические основы разработки и внедрения модели аутентичной образовательной среды для формирования социокультурной компетенции учащихся;
- рассмотреть методические аспекты формирования социокультурной компетенции;
- произвести отбор учебного и аутентичного материала по английскому языку для 10–11 классов, способствующего формированию социокультурной компетенции учащихся;
- разработать методику организации интерактивных модулей для создания электронного средства обучения;
- реализовать опытное обучение по спроектированной модели, направленное на поэтапное овладение учащимися компонентным составом социокультурной компетенции с использованием материалов модулей электронного средства обучения и возможностей технологий Web 2.0;
- проверить эффективность разработанного содержательно-процессуального блока (ЭСО) путем сопоставления результатов исходной, промежуточной и итоговой диагностик уровней сформированности когнитивного, коммуникативно-деятельностного и аксиологического компонентов социокультурной иноязычной компетенции учащихся;
- систематизировать и обобщить результаты инновационного проекта;
- определить факторы эффективного проектирования и организации необходимых условий для формирования социокультурной компетенции учащихся;
- распространять накопленный инновационный опыт в форме обучающих семинаров, мастерских, конференций и др.